3.«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка,
растягивание подъязычной связки). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей
плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую
шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить,
чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно –
ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире
открывать рот. 4.«Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание
подъязычной связки). Улыбнуться,
приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и
открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная
уздечка). При повторении упражнения надо
стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем
положении. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы
были неподвижны и не провисала одна из сторон
языка. 5.«Качели» (отработка умения быстро менять
положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными). Улыбнуться, показать зубы,
приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и
удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за
верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1- 5. Так,
поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. 6.«Чистим зубки »
(для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны,
делая движения языком из стороны в сторону.Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не
высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя
челюсть неподвижна, работает только язык. 7.«Индюк» (отработка подъёма языка вверх,
развитие подвижности передней части языка). Приоткрыть рот, положить язык
на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней
губе вперед назад, стараясь не отрывать
язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом
ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не
сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону.
Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. 8.«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка
подъема языка вверх). Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).Внимание:Упражнение выполняется медленно. Нижняя
челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик
языка не подворачивался назад и вверх. 9.«Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и
его подвижность). Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения
языком вперед-назад.Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов,
когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. 10.«Барабан» (отрабатывать подвижность языка в
верхнем положении). Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние
зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только
языка, но и шеи,плеч.
|